Национальный исследовательский университет МЭИ Кафедра инженерной экологии и охраны труда
|
XI. Чрезвычайные ситуации 6. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для снижения риска развития природных и техногенных катастроф в рамках Единой государственной системы и предупреждения чрезвычайных Российской Федерации осуществляется государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций. Госэкспертиза проектов МЧС России создана в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ для организации, осуществления управленческих функций и проведения государственной экспертизы в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ведомственной экспертизы, экспертной оценки ущерба и подготовки предложений об оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В соответствии с «Положением о Государственной экспертизе проектов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (от 10 июля 2001 года № 309), основными задачами Госэкспертизы проектов МЧС России являются: - организационно-методическое руководство, координация, контроль и осуществление государственной экспертизы в системе МЧС России; - проведение государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - проведение экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов; - осуществление государственной экспертизы проектов строительства объектов в системе МЧС России, а также объектов, финансирование которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ и государственным заказчиком которых является МЧС России; - осуществление экспертной оценки ущерба и объема финансовой помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также экспертизу документов, находящихся на рассмотрении МЧС России, подтверждающих эти объемы. Государственный надзор и контроль в области снижения риска природных и техногенных катастроф осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций граждане и организации, виновные в создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Для того чтобы хозяйственная деятельность удовлетворяла требованиям безопасности, она должна осуществляться на основе системы норм и правил поведения хозяйствующих субъектов. Для этого разработаны специальные правила и нормы, которые имеют статус государственных стандартов (ГОСТ) и утверждаются правительством РФ. С этого момента хозяйственная деятельность является предметом строгого контроля компетентными государственными органами, причем уже на стадии проектирования хозяйственных объектов. Существует так же система специальных норм и правил, действующая как правовой институт в сфере функционирования, проектирования и строительства хозяйственных объектов, закрепленная в СНиП (Строительные нормы и правила) и СанПиН (Санитарные правила и нормы). Основой норм и правил безопасности являются научно обоснованные и законодательно установленные нормативы предельно допустимого воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и человека. Наиболее распространенные из них — предельно допустимая концентрация вещества (ПДК) и предельно допустимые выбросы вещества (ПДВ) и предельно допустимые сбросы веществ (ПДС). Разработка нормативов качества осуществляется в соответствии с общепринятой классификацией основных элементов среды (гидросфера, атмосфера, почвы и т. д.). Существуют так же инженерно-технические ГОСТы, например ГОСТы регламентирующие требования к электробезопасности, газовому оборудованию, стройматериалам, пожарной безопасности и т. д. Данные нормативы распространяются на все виды хозяйственной деятельности человека. |
|