top.ht1.jpg (17384 bytes)

Национальный исследовательский университет МЭИ

Кафедра инженерной экологии и охраны труда

 

Учебно-методический комплекс (издание второе, исправленное и дополненное)

                                         Справки по телефону: 362-71-32;   e-mail: KorolevIV@mpei.ru _ _

 

   


XI. Чрезвычайные ситуации

6. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


 

Для снижения риска развития природных и техногенных катастроф в рамках Единой государственной системы и предупреждения чрезвычайных Российской Федерации осуществляется государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций.

Госэкспертиза проектов МЧС России создана в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ для организации, осуществления управленческих функций и проведения государственной экспертизы в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ведомственной экспертизы, экспертной оценки ущерба и подготовки предложений об оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с «Положением о Государственной экспертизе проектов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (от 10 июля 2001 года № 309), основными задачами Госэкспертизы проектов МЧС России являются:

- организационно-методическое руководство, координация, контроль и осуществление государственной экспертизы в системе МЧС России;

- проведение государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- проведение экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- осуществление государственной экспертизы проектов строительства объектов в системе МЧС России, а также объектов, финансирование которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ и государственным заказчиком которых является МЧС России;

- осуществление экспертной оценки ущерба и объема финансовой помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также экспертизу документов, находящихся на рассмотрении МЧС России, подтверждающих эти объемы.

Государственный надзор и контроль в области снижения риска природных и техногенных катастроф осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При выявлении нарушений в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций граждане и организации, виновные в создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Для того чтобы хозяйственная деятельность удовлетворяла требованиям безопасности, она должна осуществляться на основе системы норм и правил поведения хозяйствующих субъектов. Для этого разработаны специальные правила и нормы, которые имеют статус государственных стандартов (ГОСТ) и утверждаются правительством РФ. С этого момента хозяйственная деятельность является предметом строгого контроля компетентными государственными органами, причем уже на стадии проектирования хозяйственных объектов.

Существует так же система специальных норм и правил, действующая как правовой институт в сфере функционирования, проектирования и строительства хозяйственных объектов, закрепленная в СНиП (Строительные нормы и правила) и СанПиН (Санитарные правила и нормы).

Основой норм и правил безопасности являются научно обоснованные и законодательно установленные нормативы предельно допустимого воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и человека. Наиболее распространенные из них — предельно допустимая концентрация вещества (ПДК) и предельно допустимые выбросы вещества (ПДВ) и предельно допустимые сбросы веществ (ПДС).

Разработка нормативов качества осуществляется в соответствии с общепринятой классификацией основных элементов среды (гидросфера, атмосфера, почвы и т. д.). Существуют так же инженерно-технические ГОСТы, например ГОСТы регламентирующие требования к электробезопасности, газовому оборудованию, стройматериалам, пожарной безопасности и т. д.

Данные нормативы распространяются на все виды хозяйственной деятельности человека.

Следующий раздел        Предыдущий раздел        Оглавление