2.
Методы
и технические средства эргономики
В. Методы
получения исходной информации для описания
деятельности человека
Эргономическое
проектирование техники и технически
сложных потребительских изделий
предполагает выявление условий, в которых
протекает деятельность человека, и
аналитическое описание присущих ей
психических и психофизиологических
функций. В каждом отдельном случае состав
этих функций и их взаимосвязь в общей
структуре трудового процесса различны.
В науках о труде сложились
два метода получения исходной информации,
необходимой для описания трудовой
деятельности. Это методы описательного и
инструментального профессиографирования.
Описательное
профессиографирование
включает:
-
анализ технической документации и
инструкций по использованию техники;
-
эргономическое изучение техники (систем),
сопоставление его результатов с
нормативными документами по эргономике;
-
наблюдение за ходом рабочего
процесса. С помощью этого метода,
дополненного хронометражем – регистрацией
изменения во времени характеристик
деятельности, а также видеозаписью всех
операций в порядке их следования, можно
достаточно подробно описать деятельность
человека;
-
опрос регламентированный, для
которого характерны предварительная
подготовка единообразных для всех
опрашиваемых вопросов и строго заданная их
последовательность;
-
опрос нерегламентированный,
предполагающий свободную беседу с
опрашиваемым в соответствии лишь с ее общим
планом, что требует определенных навыков и
даже искусства;
-
самоотчет человека в процессе
деятельности;
-
экспертную оценку;
-
количественную оценку
эффективности деятельности.
Инструментальное
профессиографирование
включает:
-
измерение и оценку факторов среды;
-
регистрацию и последующий анализ
ошибок. Сбор и анализ данных об ошибочных
действиях человека являются одним из
важных путей анализа и оценки
эргономических характеристик системы «человек
– машина» или технически сложных
потребительских изделий;
-
объективную регистрацию
энергетических затрат и функционального
состояния организма человека;
-
объективную регистрацию и
измерение трудно различимых (в обычных
условиях) составляющих деятельности
человека, таких как направление и
переключение внимания, оперирование
органами управления и др. Для этого
используются различные методы: регистрация
направления взгляда человека и показаний
приборов с последующим наложением
траектории взгляда на приборную панель;
циклография, или кинорегистрация движений
рук; измерение силы сопротивления органов
управления; магнитофонная регистрация
речевых сообщений. Подобные методы и
средства используются непосредственно в
процессе деятельности, а регистрируемые
параметры соотносятся с хронограммой
трудового процесса;
-
объективную регистрацию и
измерение показателей физиологических
систем, обеспечивающих процессы
обнаружения сигналов, выделения
информационных признаков, информационного
поиска, оперирования исходными данными для
принятия решений, а также исполнительные (двигательные
или речевые) действия. К числу таких
показателей относятся, например, состояние
зрительной системы, речевого и
двигательного аппаратов. Регистрации
подлежат движения глаз наблюдателя,
громкая и внутренняя речь, движения и
треммор рук, а также электрическая
активность зрительной, речевой и
двигательной областей коры головного мозга.
Эти показатели регистрируются с помощью
довольно сложного электрофизиологического
оборудования, результаты требуют
трудоемкой математической обработки.
Перечисленные
методы профессионального исследования
используются в зависимости от степени
сложности изучаемой деятельности и
требуемой полноты ее описания. Во многих
случаях достаточно метода описательного
профессиографирования.
Следующий
раздел
Предыдущий
раздел Оглавление
|