Национальный исследовательский университет МЭИ Кафедра инженерной экологии и охраны труда
|
4. Эргономика рабочего места пользователя ПЭВМ В. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ Следующий уровень анализа компоновки рабочего места пользователя ПЭВМ связан со схемой расположения и взаимодействия служащих в пределах рабочего пространства. Здесь необходимо оценивать расположение столов, пультов, перегородок, освещение и т.п. Рассматривается пространственно-предметная среда отдела, отделения, учреждения или офиса. Эргономические требования учитываются и при проектировании здания, выборе места его расположения и т.д.
Возможный
вариант расположения рабочих мест с ПЭВМ в помещении
представлен на рис.
6.8
б.
Недопустимый
вариант размещения компьютерных рабочих
мест в помещении представлен на рис.
6.8 а.
Одной
из достаточно распространенных и удобных
планировок учреждений с компьютеризированными
рабочими местами является так называемый
ландшафтный офис. Основное достоинство
концепции ландшафтного
офиса – гибкость планировки рабочих
пространств. Планировка осуществляется с
учетом организационной структуры
учреждения. Принимается во внимание и то обстоятельство,
что структура или ее компоненты часто
изменяются. В результате рабочее
пространство может легко варьироваться в
соответствии с организационными изменениями.
Основными проблемами в этом случае
являются шум и возможный недостаток
конфиденциальности. Концепция ландшафтного офиса может быть реализована с помощью специальной мебели типа передвигаемых перегородок. При желании можно использовать даже искривленные перегородки для сохранения непрерывности проходов.
При
проектировании или выборе модульных систем
перегородок предпочтение должно
отдаваться системам, которые обладают
такими характеристиками, как:
Во многих учреждениях не хватает рабочей площади. В случае применения концепции ландшафтного офиса каждому служащему также необходимо некое минимальное рабочее пространство. Даже отказ от перегородок и переход к концепции ландшафтного офиса, имеющие своей целью улучшение условий труда и психологического состояния служащих, могут дать отрицательные результаты, если основные проблемы, связанные с теснотой, так и не будут разрешены.
В
учреждении, где часто проводятся различные
конфиденциальные беседы и обсуждения,
используют концепцию конфиденциального
офиса, т.е. пространство разделяют на
отдельные комнаты или рабочие пространства.
При такой планировке обеспечивается
относительно тихая обстановка для работы,
так как служащие отделены от источников
шума и отвлекающих факторов. Возможные
недостатки состоят в том, что разделяющие
пространство этажа стены затрудняют
контроль за работой сотрудников, служащие
могут чувствовать себя изолированными
друг от друга. Кроме того, трудно передвигать
стены при необходимости приспосабливаться
к изменениям в структуре организации.
Очень
важную роль играют правильно разработанные
средства визуальной коммуникации (таблички,
указатели и т.п.) в учреждении. Неправильные
обозначения могут вести к путанице и
появлению различных проблем. Сообщения на
табличках должны быть отчетливыми, легкими
для чтения и понимания, располагаться во
всех местах, где это необходимо, и иметь
привлекательный внешний вид.
При
проектировании рабочих помещений следует
руководствоваться следующими
дополнительными рекомендациями:
Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ. |
|