Московский энергетический институт (ТУ)

Кафедра инженерной экологии и охраны труда

top.ht1.jpg (17384 bytes)

Учебно-методический комплекс

                                         Справки по телефону: 362-71-32;   e-mail: NovikovSG@mpei.ru доцент Новиков С.Г.

 


Методические указания

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является общепрофессиональной дисциплиной федерального компонента в соответствии с Перечнем, установленным Государственными образовательными стандартами бакалаврской подготовки. Она читается всем студентам, обучающимся по учебным планам подготовки бакалавров различных направлений.

Состав разделов и тем изучения в разрабатываемой электронной версии УМК соответствует типовой учебной программе, утвержденной Учебно-методическим советом «Безопасность жизнедеятельности» при Минобразовании РФ. В то же время набор разделов, соответствующих типовой программе может быть различным, в зависимости от направления подготовки бакалавров.

Структура УМК

 Электронная версия УМК по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» охватывает все виды учебных занятий: лекции (теоретическая часть); практические занятия; лабораторный практикум; расчетные задания, контрольные вопросы.

При разработке электронной версии УМК «Безопасность жизнедеятельности» использовались два программных продукта: Microsoft FrontРage и Macromedia Flash. Это позволило реализовать учебно-методический комплекс в виде гипертекстовой системы с элементами анимации. Доступ к созданному программному продукту осуществляется с помощью стандартного средства Microsoft Windows  и  сети InternetInternet Explorer.

Теоретическая часть выполнена в виде электронного учебника с использованием  гипертекста и сопровождается таблицами, схемами, иллюстрациями и необходимыми математическими выкладками.

Материал, представленный в учебнике, базируется на современной нормативно-технической и санитарно-гигиенической документации.

Движение по тексту осуществляется:

·         по оглавлению;

·         последовательно от предыдущей к последующей теме и наоборот;

·         обращение к глоссарию с возможностью перемещения к основному тексту;

·         возврат к соответствующей теме теоретической части при неправильном ответе на контрольные вопросы.

Реализованная структура электронного учебника позволяет учащемуся  самостоятельно освоить теоретический материал в полном объеме.

 

Практические занятия предназначены для закрепления знаний, полученных учащимися при освоении теоретического материала.

Практические занятия построены следующим образом. Для каждой темы рассматриваются примеры решения задач. Затем учащимся предлагается самостоятельно решить аналогичные задачи.

В случае неправильного решения задачи (ответ приведен в задании) учащемуся предлагается повторить соответствующий раздел теоретической части (обращение осуществляется с помощью гиперссылки). При этом предполагается, что учащийся самостоятельно контролирует степень усвоения материала.

 

Лабораторные работы. Виртуальная лабораторная работа разработана для  раздела «Электробезопасность». Ее назначение – иллюстрация основных положений теоретической части, касающихся вопросов обеспечения электробезопасности различных типов электрических сетей в нормальном и аварийном режимах работы.

Лабораторная работа выполняется на специально созданной виртуальной копии аналогового стенда с элементами анимации, что позволяет моделировать различные сети и ситуации в них. При установке исходных параметров на лицевой панели отображается принципиальная электрическая схема, соответствующая конкретной заданной ситуации.

Условия выполнения экспериментальной части работы максимально приближены  к реальным действиям, выполняемым студентами при работе с аналоговым стендом.

Результаты экспериментов автоматически фиксируются в протоколе, содержащем соответствующие таблицы и графики, который можно распечатать или записать в файл.

В завершение работы учащимся предлагается проанализировать полученные данные и ответить на ряд вопросов. Защита лабораторной работы в системе Открытого образования предполагает интерактивный обмен информацией с Куратором.

 

Расчетные задания. В двух разделах УМК для закрепления знаний, полученных учащимися при изучении теоретического материала и получения практических навыков расчетов, предусмотрено выполнение расчетных заданий. В расчетных заданиях используются типовые методики, используемые для аналогичных расчетов на производстве. Методики расчетов подробно описаны в соответствующих разделах УМК. Учащиеся должны выполнить расчетное задание в соответствии с различными вариантами исходных данных и защитить его. Зашита расчетного задания предполагает интерактивный обмен информацией с Куратором.

 

Контроль знаний, полученных учащимися при изучении разделов (освоение теоретического материала, выполнение практических заданий и лабораторного  практикума) осуществляется с использованием специального блока «Контрольные вопросы». Учащемуся предлагается либо решить ряд задач, либо ответить на вопросы  по теме и выбрать правильный ответ из нескольких  возможных вариантов.

В случае неправильного ответа учащийся адресуется к соответствующему теоретическому материалу.

Реализованная структура блока «Контрольные вопросы» позволяет учащемуся самостоятельно оценить степень усвоения материала.

 

Изучение дисциплины может осуществляться разными способами:

1.       Последовательное освоение учащимися материала, изложенного в УМК в порядке, указанном в оглавлении;

2.       Изучение  разделов УМК в произвольном порядке, с обращением  к глоссарию при необходимости или по гиперссылкам из текста;

3.       Изучение терминов и понятий через Глоссарий с обращением при необходимости через гиперссылки за разъяснениями к тексту разделов.

В любом случае по окончании изучении дисциплины учащийся должен уметь ответить на 80 % всех контрольных вопросов, приведенных в УМК.