top.ht1.jpg (17384 bytes)

Национальный исследовательский университет МЭИ

Кафедра инженерной экологии и охраны труда

 

Учебно-методический комплекс (издание второе, исправленное и дополненное)

                                         Справки по телефону: 362-71-32;   e-mail: KorolevIV@mpei.ru . _

 

   


IX. Пожарная безопасность 

4. Нормирование пожарной безопасности


 

    Оценка пожаровзрывоопасности различных объектов заключается в определении возможных разрушительных воздействий пожаров и взрывов на эти объекты, а также опасных факторов пожаров и взрывов на людей. Определение таких опасных воздействий на стадии проектирования объектов определяется на основе нормативных требований, разработанных соответствующими государственными органами с учетом наиболее жестких (то есть наиболее опасных) условий протекания и проявления пожаров и взрывов, то есть с учетом аварийных ситуаций.

    Существует два подхода к нормированию в области обеспечения пожаровзрывобезопасности:

-        детерминированный;

-        вероятностный.

    Детерминированный подход основан на распределении объектов по степени опасности, определяемой по параметру, характеризующему разрушающие последствия пожара и взрыва, на категории и классы. При этом назначаются конкретные количественные границы этих категорий.

    При данном подходе осуществляется установление полного комплекс (издание второе, исправленное и дополненное) а требований, выполнение которого позволяет обеспечить безопасность.

    Детерминированный подход отражен в различных нормативных документах по пожарной безопасности.

 

Вероятностный подход основан на концепции допустимого риска и предусматривает недопущение воздействия на людей опасных факторов пожара и взрыва с вероятностью, превышающей нормативную.

    Т.е. нормативно устанавливаются критерии приемлемости уровня безопасности и методы их оценки, а также рекомендуемые подходы их достижения. Тем самым к минимуму сводятся ограничения в устройстве объекта, стимулируется использование новых подходов к обеспечению пожарной безопасности и, в конечном итоге, обеспечивается более высокая экономическая эффективность проектных решений. При этом основная доля ответственности за противопожарное состояние объекта ложится на собственника, которому закон дает право самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.

    Согласно Федеральному закону от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность  - отсутствие недопустимого риска.  Согласно ФЗ-123 каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в обязательном порядке должна содержать комплекс (издание второе, исправленное и дополненное) мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска.

Пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий

ФЗ-123 реализует, как детерминированный, так и вероятностный подход к нормированию, в частности в соответствии со ст. 6 ФЗ-123:  Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

    1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

 

    Что делать, если нормативных требований нет?

Ст. 78 ФЗ-123: Требования к проектной документации на объекты строительства:

2. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс (издание второе, исправленное и дополненное) необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

    На рис. 1 представлена схема определения соответствия объекта требуемому уровню пожарной безопасности.

Нормативно-правовая база  в области обеспечения пожарной безопасности производственных объектов:

Нормативные правовые акты обязательного применения:

- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

- Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ  «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»

В развитие ФЗ-123 разработан ряд нормативных документов в области пожарной безопасности. К настоящему времени выпущено 27 сводов правил по пожарной безопасности и 207 национальных стандартов (с учетом стандартов, выпущенных ранее – до вступления в силу Федерального закона №123-ФЗ).

Рис.1 - схема определения соответствия объекта требуемому уровню пожарной безопасности.

 

    Приказом  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года № 474 утвержден «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»». Данный Перечень в настоящее время насчитывает 230 нормативных документов.

    Расчет пожарного риска для производственных объектов следует проводить по «Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (утв. Приказом МЧС России от 10 июля 2009 года № 404).

 

Следующий раздел        Предыдущий раздел        Оглавление