Национальный исследовательский университет МЭИ Кафедра инженерной экологии и охраны труда
|
1. Что такое эргономика? А. Объект и предмет изучения эргономики
Эргономические
исследования подчинены задачам
проектирования, их результаты отличаются
от традиционных научных знаний тем, что
ориентированы главным образом не на
познание, а на преобразовательно-проектное
действие.
Например,
изучение моторного поля показывает
различие эргономического подхода и
подходов наук, методы которых используются
в эргономических исследованиях.
Определение моторного поля (скажем, при
движении рукой) в прикладной антропологии
осуществлялось простым измерением дуг,
описываемых рукой при стандартном
положении тела испытуемого. Имитация
специальной задачи (включение-выключение
тумблера, связь движения со зрительной
сигнализацией) позволила получить другие
характеристики моторного поля. Изменились
его структура и размеры, геометрия приняла
не метрический, а топологический характер.
В моторном поле фиксируется уже не только
область пространства, а «пространство –
движение – время», включенные в
двигательную задачу.
Эргономика
не изучает рабочую среду и другие ее виды
как таковые, это предметы других наук. Для
эргономики важно влияние среды на
эффективность и качество деятельности
человека, его работоспособность,
физическое и психическое благополучие.
Эргономика определяет оптимальные
величины средовых нагрузок – как по отдельным
показателям, так и в сочетании.
Объектом
изучения эргономики является система «человек
– машина», а предметом – деятельность
человека или группы людей с техническими
средствами.
Общая
цель эргономики
формулируется
как единство двух аспектов исследования и
проектирования:
В
конкретном исследовании и проектировании
тот или иной аспект может превалировать.
Однако общая цель реализуется через их совокупность и взаимодополняемость.
Имея
в качестве объекта исследования систему «человек
– машина», эргономика изучает определенные
ее свойства, которые обусловлены
положением и ролью человека в системе. Эти
свойства получили название человеческих
факторов в технике. Они представляют собой
интегральные показатели связи человека,
машины, предмета деятельности и среды,
проявляющиеся при деятельности человека с
системой и ее функционировании, связанные с
достижением конкретных целей. Человеческие
факторы в технике существуют актуально, т.е.
«здесь и теперь», порождаются во время
взаимодействия человека и технической
системы. В этом смысле они относятся к
виртуальной реальности и обладают ее
свойствами.
Она источник как эффективного управления
так и неэффективного.
Человеческие
факторы в технике не могут быть сведены к
взятым самим по себе характеристикам
человека, машины (технического средства),
среды. Характеристики и свойства,
фиксируемые в понятии человеческого
фактора в технике, представляют собой не
отдельные изолированные признаки
компонентов системы «человек – машина», а
являются ее совокупными качествами.
Человеческие
факторы в технике не даны изначально. Они
представляют собой искомое, которое может
быть найдено лишь на основе
предварительного анализа задач системы «человек
– машина», функций человека в ней, вида и
отличительных черт его деятельности. В
результате такого анализа определяется
номенклатура человеческих факторов в
технике, учет которых необходим в целях
создания нормальных условий для
деятельности человека и эффективного
функционирования системы. Человеческие
факторы в технике – это структурные
образования различной степени сложности, в
этом смысле они представляют собой
некоторое временное сочетание сил,
способные осуществить определенные
достижения Человеческие факторы в технике формируются на основе базовых характеристик: социально-психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении с техникой. Исследователям и проектировщикам важно не только знать базовые характеристики и их номенклатуру, но и представлять, как на их основе формируются человеческие факторы в технике, эргономические свойства и эргономичность систем «человек – машина».
Эргономичность системы «человек
– машина» взаимосвязан
с критериями производительности,
надежности, экономичности и эстетичности.
Эргономичность – это целостность
эргономических свойств, к которым
относятся управляемость, обслуживаемость,
освояемость и обитаемость. Первые три
описывают свойства системы, при которых она
органично включается в структуру и процесс
деятельности человека или группы людей по
управлению, обслуживанию и освоению.
Происходит это в тех случаях, когда в проект
системы закладываются решения, создающие
наилучшие условия для удобного,
эффективного и безопасного выполнения
указанных видов деятельности. Четвертое
свойство – обитаемость – относится к
условиям функционирования системы, при
которых сохраняется здоровье людей,
поддерживаются нормальная динамика их
работоспособности и хорошее самочувствие.
Одним из эффективных путей создания таких
условий является устранение или ослабление
неблагоприятных факторов рабочей среды в
самом источнике их образования в системах,
машинах и оборудовании. Каждое эргономическое свойство представляет определенную целостность человеческих факторов в технике, которые являют собой разные, но взаимосвязанные существенные признаки указанных свойств. |
|