Национальный исследовательский университет МЭИ Кафедра инженерной экологии и охраны труда
|
VI. ЭРГОНОМИКА 1. Что такое эргономика?
С
развитием производства меняются условия,
методы и организация трудовой деятельности
человека, претерпевают существенное
изменение функции, роль и место человека в
труде. Соответственно на разных
исторических этапах выступают на первый
план те или иные аспекты исследования
трудовой деятельности. Преимущественно
энергетический подход к ее изучению,
обусловленный преобладанием в прошлом
ручного труда, являлся типичным для
исследований в сфере физиологии труда,
возникшей в XIX веке. С физиологией
труда тесно связана гигиена труда –
профилактическая дисциплина, изучающая
воздействие трудового процесса
и производственной среды на организм
работающих. В начале XX
века, когда появились сложные виды трудовой
деятельности (управление автомобилем,
локомотивом и др.), предъявившие повышенные
требования к скорости реакции, восприятию и
другим психическим процессам человека,
возникла психология труда.
Дифференциация
наук, изучающих человека в труде, сыграла и
продолжает играть положительную роль в
развитии наших знаний о нем. Однако на ряду
с этим стала проявляться цеховая
обособленность научных дисциплин,
появились признаки утраты представления о
целостности человека в трудовой
деятельности. По мере накопления знаний
возникали контакты между науками. Гигиена
труда вынуждена была обращаться к данным
физиологии и психологии труда, психология
труда – к данным гигиены и системотехники и
т.д. Это и понятно, поскольку в
действительности человек в трудовой
деятельности представляет собой не сумму
разрозненных элементов, а органичное целое.
В результате трудовой деятельности
психологические компоненты не отделены от
физиологических и социальных. Определенное
влияние на них оказывают и технические
средства, с которыми человек
взаимодействует.
В
конце сороковых – начале пятидесятых годов
ХХ века на основе накопленных знаний возникла
потребность в целостной системе
представлений о работающем человеке, о его
взаимоотношениях с техникой и с окружающей
средой. Но дело, конечно, не только в логике
развития наук.
Современные
производство и транспорт, оснащенные
сложными техническими системами,
предъявляют к человеку требования,
вынуждающие его иногда работать на пределе
психофизиологических возможностей и в
экстремальных ситуациях.
Различные
виды трудовой деятельности сопряжены с
ответственностью человека за эффективное и
надежное функционирование сложных систем.
Резко увеличивается цена ошибки человека
при проектировании систем, а также в
процессе их использования.
Показатели
физической среды на производстве, в
учреждениях, в кабинах самолетов, тракторов
и т.д. (освещенность, состав воздуха,
атмосферное давление, шум и т.п.) также
должны быть согласованы с
психофизиологическими возможностями и
особенностями человека. Только тогда можно
рассчитывать на высокую эффективность и
качество труда человека при одновременном
сохранении его здоровья.
До
известного времени разделение труда между
учеными и практическими работниками,
занятыми главным образом «приспособлением»
человека к уже созданной технике,
оказывалось достаточным. Однако по мере
увеличения сложности машин, оборудования,
систем управления и деятельности по их
управлению, освоению и обслуживанию все
больше выявлялась необходимость участия в
их создании представителей всех наук о
труде и сфер практической деятельности.
Раньше
каждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчас же
общество не располагает временем для этого
(за последнее десятилетие, например,
сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому
при проектировании новой и модернизации
существующей техники необходимо заранее и
с максимальной полнотой учитывать
возможности и особенности людей, которые
будут ею пользоваться. Теперь в работе с
большими системами можно действовать
только одним способом – заранее
теоретически все рассчитать и проверить, а
на практике действовать наверняка. |
|